Burger v2
Мировой кризис 2008-2009 гг.: преодоление и противоядие
Москва
Научная и научно-популярная литература

Выберите вознаграждение

Новость №63
09 августа

В проекте Б.Г. Румянцева глубоко проанализированы методы борьбы государства с последствиями кризиса 2008-2009 гг.. Проанализированы меры, предпринятые государством в сложной экономической ситуации, и указано на погрешности этих мер. Они оказались половинчатыми и недостаточными. Для того, чтобы актуализировать тему воспрепятствования глобальному разрушению экономического кризиса, мы и приводим эту статью. Надеемся, что она послужит наиболее ясному видению проблемы, тем более в наше время, когда все экономики мира находятся накануне нового кризиса.

Государственное антикризисное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объектами государственной антициклической политики являются: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Средства государственного антикризисного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические средства государственного антициклического регулирования разделяются на прямые и косвенные действия. Прямые действия – это непосредственное вмешательство в процесс производства с помощью установления тарифов, принятия нормативных актов или посредством государственных инвестиций и государственного заказа.

Косвенное влияние – это система мер направленная на регулирование экономики через использования государственной собственности, изменения тарифов и условий производства на сопутствующие товары.

Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому.

Сторонники кейнсианства, ориентируясь на совокупный спрос, основное внимание уделяют регулирующей роли государства с его финансово-бюджетными инструментами, которые используются либо для сокращения или увеличения расходов, либо для манипулирования налоговыми ставками, сжатия или расширения системы налоговых льгот. При этом денежно-кредитная политика играет хотя и важную, но все-таки вспомогательную роль.

Сторонники классического, или консервативного направления, концентрируют свое внимание на предложении. Речь идет об обеспечении задействования имеющихся ресурсов и создании условий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики и содействуя свободе действия рыночных сил.

Основным инструментом становится денежно-кредитное регулирование. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на национальную экономику, средством борьбы с инфляцией.

Следует заметить, что все страны с рыночной экономикой, несмотря на приверженность их правительств тем или иным моделям, концепциям антициклического развития, в своей практической деятельности по государственному регулированию национальной экономики прибегают к использованию и кейнсианских, и классических методов воздействия на рыночную конъюнктуру, экономическую деятельность в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.

Обобщение практики экономической политики государства в этой области позволяет прийти к выводу, что все методы государственного антикризисного регулирования сводятся к реализации политики противодействия. Это означает, что в каждой из фаз экономического цикла государство использует средства и методы, направленные против хода колебаний в экономике.

Правительство в фазе кризиса и депрессии увеличивает государственные расходы, включая дополнительные средства на активизацию инвестиционной деятельности, и проводит политику «дешевых денег». В этот период все мероприятия государства должны бить направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюжетная, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

В период подъема экономической конъюнктуры (экономического подъема, бума) государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности. Снижение спроса вызывает сокращение национального дохода.

В кредитно-денежной политике начинают преобладат преобладать элементы кредитной рестрикции, т.е. проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

Перед государством, проводящим политику активного регулирования экономики, стоит несколько важнейших задач в области формирования антициклической политики:

1) распознать и классифицировать деловые циклы в экономике страны. По существу это означает формирование заказа на изучение причин их формирования;

2) определить временной сдвиг и временной лаг каждого из выявленных циклов, составить единую модель экономического развития;

3) выявить положительный «эффект наложения» и отрицательный «эффект наложения»;

4) разработать стратегию управления деловыми циклами. Это означает не просто формирование комплексов мероприятий по сокращению периодов времени существования стадий 1–3 (особенно стадий 2 и 3) по каждому отдельному циклу, но и поиск таких рычагов регулирования экономики, которые позволили бы в полной мере использовать положительный и уменьшить отрицательный эффекты;

5) минимизировать потери валового продукта общества в период кризиса так, чтобы в долгосрочной перспективе средний прирост продукта оказался максимальным;

6) осуществлять непрерывный мониторинг состояния экономической системы с целью стабилизации ее развития.

В качестве основополагающих мер по обеспечению экономической стабилизации обычно предлагается следующие:

1. Восстановление управляемости путем преодоления экономической анархии;

2. Преодоление обесценивания рубля, дефицита денежной наличности и иных проявлений стихийно развивающейся инфляции, дезорганизующих товарно-денежное обращение;

3. Преодоление отчуждения производителей от собственности на условия и результаты производства с целью достижения большей их заинтересованности в повышении рентабельности их хозяйственной деятельности, в освобождении ее от бюрократических цепей;

4. Совершенствование структуры народнохозяйственного комплекса:

– создание организационных и финансовых условий для появления новых конкурентных производств;

– поощрительная налоговая политика, когда часть налогов, собранных на территории, оставляется для поддержки конкретных видов деятельности;

– меры по выбору и прямой государственной поддержке сравнительно небольшого числа приоритетных направлений в сфере производства и услуг;

5. Тщательное изучение состояния рынка труда и разработка эффективной эффективной политики занятости;

6. Проведение эффективной антимонопольной политики;

5. Повышение эффективности социальной политики (разработка социальных программ поддержки малообеспеченных слоев населения);

6. Развитие структур, обеспечивающих эффективное регулирование рыночных отношений в соответствии с основными задачами стабилизации экономики (бирж, коммерческих банков, торговых домов, концернов, акционерных обществ и товариществ, фермерских хозяйств).

Однако следует подчеркнуть два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия и обновление экономического организма народного хозяйства.

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.