Международный краудфандинг запустился!
Получи поддержку со всего мира!
Начать

Мировой кризис 2008-2009 гг.: преодоление и противоядие

Здесь есть инструментарий, как избежать потерь... More
Здесь есть инструментарий, как избежать потерь...

Choose reward

Новость №64
13 August

В проекте Б.Г. Румянцева, проанализировавшего начало, развитие и завершение экономического кризиса 2008-2009 гг., указывается, что он начался в США. Причиной или завязкой глобальной катастрофы послужил факт, когда в этой стране лопнул «кредитный пузырь». По прогнозам экспертов, мир стоит в преддверии нового кризиса, а вот, в какой стране будет дан старт, пока непонятно. Несмотря на то, что негативные тенденции прослеживаются во всех мировых экономиках. Сегодня мы приводим только несколько фактов, которые демонстрируют тренды развития кризиса в экономиках США и России, хотя сравнивать эти экономики по размеру и мощности и нельзя…

Аналитики Goldman Sachs прогнозируют Америке рецессию из-за торговой войны с КНР

Американский банк Goldman Sachs рассказал, что торговая война США и Китая окажет отрицательное воздействие на рост американской экономики и может вызвать в ней рецессию. Об этом сообщает информационное агентство Reuters. По прогнозам аналитиков, США и КНР из-за угроз введения новых пошлин со стороны Белого дома и ответных мер китайских властей не успеют заключить торговое соглашение до американских выборов 2020 года.

Финансово-кредитное учреждение в связи с этим понизило прогноз роста американской экономики на 0,2%, пишет KP.ru. Как считают эксперты, такая ситуация порождает неуверенность инвесторов и может заставить частные предприятия США уменьшать расходы и объем инвестиций, сообщает «Ридус». «Страхи того, что торговая война послужит спусковым крючком для рецессии, нарастают», — говорится в заявлении банка Goldman Sachs.

Международный валютный фонд (МВФ) ранее призвал Пекин и Вашингтон как можно скорее заключить торговый договор, чтобы не подорвать международную систему торговли. В отчете МВФ приветствуется стремление Китая плодотворно сотрудничать с партнерами для урегулирования проблем. Напомним, КНР и США в течение последних месяцев вели переговоры об урегулировании торговых споров. В мае в Вашингтоне прошел 11-й раунд консультаций, но после этого стороны не пришли к консенсусу. В связи с этим американская сторона ввела дополнительные пошлины на китайскую продукцию на сумму 200 млрд долларов, повысив ставку с 10% до 25%. В начале июня Пекин пошел на ответный шаг в отношении более чем 5 тыс. товаров США на сумму 60 млрд долларов.

Эксперты прогнозируют скорые ухудшения в экономике России

Эксперты Института экономики роста им. Столыпина считают, что техническая рецессия в РФ может начаться уже в текущем году. «Учитывая текущую эконoмическую политику (жесткая налоговая политика и жесткая дeнежно-крeдитная политика) и слабый эффект национальных проектов, техническая рецессия в экономике может быть зафиксирoвана уже в 2019-м, а не в 2021 году, как предсказывает Минэкoномразвития», — говорится в документе.

Отмечается, что Росстат по итогам первого квартала 2019 года оценил рост экономики в 0,5%. Однако эксперты института предполагают, что рост обусловлен исключительно успехами крупных прeдприятий и госсeктора, тогда как анализ реестра субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о cнижении экономической активности, отмечает РБК. Так, по итогам шести месяцев 2019 года численность работников малых и средних предприятий сoкратилась на 1,6% год к году (более чем на 257 тыс. рабoтников), а число малых и средних предприятий сократилось на 7–8% год к году (на 18,2 тыс. малых предприятий и на 1,5 тыс. средних). При этом на микропредприятиях сoтрудников стало больше на 6,7% (460,5 тыс. человек) Отмечается, что спад начался в августе 2018 года. Авторы документа считают, что резкое изменение численности сотрудников микро- и малых предприятий связано с тем, что часть малых предприятий перешла в разряд микрoпpедприятий.

В июне министр экономики Максим Орешкин заявил, что темпы роста потребительского кредитования создают риски рецессии в России в ближайшие годы. По словам министра, рецессия может наступить в 2021 году, если обстановка на рынке потребкредитования не изменится.

Эксперты прокомментировали слова Орешкина о возможном «взрыве» кредитного пузыря

Эксперты оценили заявление министра экономического развития Максима Орешкина, предсказавшего «взрыв» кредитного пузыря в 2021 году. Научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Алексашенко выразил несогласие с министром.

Министр экономического развития Максим Орешкин ранее сообщил, что закредитованность населения в России может привести к серьезным проблемам в экономике. По его словам, «кредитный» пузырь «в любом случае взорвется» в 2021 году, поэтому уже сейчас необходимо решать данную проблему. Комментируя заявление Орешкина в интервью «ФедералПресс», научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Алексашенко объяснил, что имеет в виду Орешкин, говоря о «взрыве». Россияне будут брать потребительские кредиты, в ближайшие три года накопится большой долг, после чего население в массовом порядке не сможет платить по кредитам.

Алексашенко выразил несогласие с мнением министра. Он отметил, что более 50% кредитов выдано государственными банками. «Мы хорошо понимаем, что ни Сбербанк, ни ВТБ, ни «Россельсхозбанк», ни «Открытие» не обанкротятся. В случае чего, они возьмут помощь у государства и продолжат выдавать кредиты», — считает эксперт. Экономист предположил, что заявление Орешкина может быть попыткой ускорения экономического роста. Кроме того, эксперт подчеркивает, что попытки предсказать экономическую ситуацию на годы вперед являются бессмысленным действием.

Новость №63
09 August

В проекте Б.Г. Румянцева глубоко проанализированы методы борьбы государства с последствиями кризиса 2008-2009 гг.. Проанализированы меры, предпринятые государством в сложной экономической ситуации, и указано на погрешности этих мер. Они оказались половинчатыми и недостаточными. Для того, чтобы актуализировать тему воспрепятствования глобальному разрушению экономического кризиса, мы и приводим эту статью. Надеемся, что она послужит наиболее ясному видению проблемы, тем более в наше время, когда все экономики мира находятся накануне нового кризиса.

Государственное антикризисное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объектами государственной антициклической политики являются: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Средства государственного антикризисного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические средства государственного антициклического регулирования разделяются на прямые и косвенные действия. Прямые действия – это непосредственное вмешательство в процесс производства с помощью установления тарифов, принятия нормативных актов или посредством государственных инвестиций и государственного заказа.

Косвенное влияние – это система мер направленная на регулирование экономики через использования государственной собственности, изменения тарифов и условий производства на сопутствующие товары.

Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому.

Сторонники кейнсианства, ориентируясь на совокупный спрос, основное внимание уделяют регулирующей роли государства с его финансово-бюджетными инструментами, которые используются либо для сокращения или увеличения расходов, либо для манипулирования налоговыми ставками, сжатия или расширения системы налоговых льгот. При этом денежно-кредитная политика играет хотя и важную, но все-таки вспомогательную роль.

Сторонники классического, или консервативного направления, концентрируют свое внимание на предложении. Речь идет об обеспечении задействования имеющихся ресурсов и создании условий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики и содействуя свободе действия рыночных сил.

Основным инструментом становится денежно-кредитное регулирование. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на национальную экономику, средством борьбы с инфляцией.

Следует заметить, что все страны с рыночной экономикой, несмотря на приверженность их правительств тем или иным моделям, концепциям антициклического развития, в своей практической деятельности по государственному регулированию национальной экономики прибегают к использованию и кейнсианских, и классических методов воздействия на рыночную конъюнктуру, экономическую деятельность в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.

Обобщение практики экономической политики государства в этой области позволяет прийти к выводу, что все методы государственного антикризисного регулирования сводятся к реализации политики противодействия. Это означает, что в каждой из фаз экономического цикла государство использует средства и методы, направленные против хода колебаний в экономике.

Правительство в фазе кризиса и депрессии увеличивает государственные расходы, включая дополнительные средства на активизацию инвестиционной деятельности, и проводит политику «дешевых денег». В этот период все мероприятия государства должны бить направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюжетная, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

В период подъема экономической конъюнктуры (экономического подъема, бума) государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности. Снижение спроса вызывает сокращение национального дохода.

В кредитно-денежной политике начинают преобладат преобладать элементы кредитной рестрикции, т.е. проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

Перед государством, проводящим политику активного регулирования экономики, стоит несколько важнейших задач в области формирования антициклической политики:

1) распознать и классифицировать деловые циклы в экономике страны. По существу это означает формирование заказа на изучение причин их формирования;

2) определить временной сдвиг и временной лаг каждого из выявленных циклов, составить единую модель экономического развития;

3) выявить положительный «эффект наложения» и отрицательный «эффект наложения»;

4) разработать стратегию управления деловыми циклами. Это означает не просто формирование комплексов мероприятий по сокращению периодов времени существования стадий 1–3 (особенно стадий 2 и 3) по каждому отдельному циклу, но и поиск таких рычагов регулирования экономики, которые позволили бы в полной мере использовать положительный и уменьшить отрицательный эффекты;

5) минимизировать потери валового продукта общества в период кризиса так, чтобы в долгосрочной перспективе средний прирост продукта оказался максимальным;

6) осуществлять непрерывный мониторинг состояния экономической системы с целью стабилизации ее развития.

В качестве основополагающих мер по обеспечению экономической стабилизации обычно предлагается следующие:

1. Восстановление управляемости путем преодоления экономической анархии;

2. Преодоление обесценивания рубля, дефицита денежной наличности и иных проявлений стихийно развивающейся инфляции, дезорганизующих товарно-денежное обращение;

3. Преодоление отчуждения производителей от собственности на условия и результаты производства с целью достижения большей их заинтересованности в повышении рентабельности их хозяйственной деятельности, в освобождении ее от бюрократических цепей;

4. Совершенствование структуры народнохозяйственного комплекса:

– создание организационных и финансовых условий для появления новых конкурентных производств;

– поощрительная налоговая политика, когда часть налогов, собранных на территории, оставляется для поддержки конкретных видов деятельности;

– меры по выбору и прямой государственной поддержке сравнительно небольшого числа приоритетных направлений в сфере производства и услуг;

5. Тщательное изучение состояния рынка труда и разработка эффективной эффективной политики занятости;

6. Проведение эффективной антимонопольной политики;

5. Повышение эффективности социальной политики (разработка социальных программ поддержки малообеспеченных слоев населения);

6. Развитие структур, обеспечивающих эффективное регулирование рыночных отношений в соответствии с основными задачами стабилизации экономики (бирж, коммерческих банков, торговых домов, концернов, акционерных обществ и товариществ, фермерских хозяйств).

Однако следует подчеркнуть два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия и обновление экономического организма народного хозяйства.

Новость №62
08 August

Кризисы имеют экономические и социальные последствия. В проекте Б.Г. Румянцева анализируются последствия кризиса 2008-2009 гг. и делается предупреждение, что теоретические выкладки экспертов бывает далеки от действительности. Действительность, как правило, жестче и последствия кризиса наиболее болезненны как для экономики, так и для социальных аспектов жизни. А потому людям, принимающим решения, необходимо предвидеть развитие ситуации. Особенно сейчас, когда весь мир стоит на пороге нового глобального кризиса.

Обратимся, прежде всего, к анализу экономических последствий кризисов. Во время кризиса значительная часть средств производства бездействует. Часть предприятий закрывается. Другие предприятия используют свой производственный аппарат лишь частично. Кризисы ведут также к неполному использованию и разрушению основной производительной силы общества – рабочей силы. Во время кризисов значительная часть работников выбрасывается из производства и превращается в безработных. Безработные лишены средств существования и потому не могут нормально воспроизводить свою рабочую силу.

Таким образом, важнейшее экономическое последствие кризисов – это неиспользование и разрушение части производительных сил общества, что свидетельствует о противоречии производственных отношений и производительных сил.

Во время кризисов имеются материальные условия для расширения производства. Есть сфера производства и рабочая сила, с помощью которых размеры производства могли бы быть намного увеличены. Но этого не происходит. Наоборот, вместо расширения производство приходит в упадок. И это происходит потому, что во время кризиса норма прибыли резко падает. И расширение производства становится для предпринимателей бессмысленным. Они сокращают размеры производства.

Таким образом, еще одним экономическим последствием кризисов является то, что они обнаруживают неспособность предпринимателей обеспечить непрерывный рост производства.

Экономическим последствием кризисов является также то, что вследствие смены промышленных подъемов кризисами и депрессиями средние темпы роста производства оказываются намного ниже, чем темпы роста производства во время подъемов. Учащение кризисов в XX в. является одним из факторов замедления темпов расширенного воспроизводства.

Кризисы обостряют экономические и социальные противоречия экономики и общества. С одной стороны, они являются выражением глубоких экономических противоречий. С другой стороны, кризисы ведут к дальнейшему обострению этих противоречий. Прежде всего они ведут к обострению противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Кризисы тяжело отражаются на положении трудящихся. Циклическое развитие влечет за собой и циклические изменения в положении наемных работников. В период подъема растет их потребление. Кризис значительно ухудшает их положение.

Социальным последствием каждого циклического кризиса является, прежде всего, значительный рост безработицы и неполной занятости. Во время фаз оживления и подъема безработица сокращается. Однако полностью избавиться от безработных капиталистическое общество не может даже во время подъемов.

Особенно страшна безработица для лиц пожилого возраста, которые вместе с работой теряют и перспективы вновь ее получить. Во время кризиса увеличивается смертность, растут преступность, проституция, ухудшаются многие демографические показатели.

В современных условиях характерным новым признаком безработицы становится рост удельного веса в ней безработной молодежи. Молодежь составляет в различных странах от 1/3 до 1/2 всех безработных.

Масса безработных создает ситуацию, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее. Безработные оказывают давление на работающих. Растет напряженность труда работающих, а также интенсивность их труда.

Длительная безработица оказывает весьма неблагоприятное влияние на квалификацию работников. Они, как пра­вило, ее утрачивают. И когда их вновь принимают на работу, то чаще всего как неквалифицированную или низкоквалифицированную рабочую силу.

Экономические кризисы деквалифицируют отдельные слои работников в связи с исчезновением некоторых видов производства, закрытием ряда промышленных предприятий. Работники, которые не могут найти работу по специальности, соглашаются на любую должность, как правило, неквалифицированную. Переквалификация работников осуществляется медленно и узко.

Кризисы ухудшают положение не только наемных работников, но и мелких товаропроизводителей – ремесленников и торговцев в городах, мелких и средних крестьян в деревне. Кризисы усиливают среди них дифференциацию, многие из них утрачивают во время кризисов принадлежащие им средства производства. Ставший пролетарием мел­кий товаропроизводитель увеличивает ряды безработных. Из сельской местности в город уходят разорившиеся крестьяне и фермеры в надежде найти там средства существования. Во время кризиса массы крестьян и мелких товаро-производителей находятся на грани нищеты.

Новость №61
02 August

В проекте подробно проанализированы причины возникновения кризиса и его развитие. Чего же нет в проекте? В нем нет анализа мнения народа в ожидании кризиса. Сегодня мы все в той же ситуации – ожидаем глобальных изменений, а потому интересно узнать, а как простой гражданин к этому относится. В предоставляемом материале именно этот аспект анализируется…

Вот уже несколько месяцев мы живем в ожидании кризиса: об этом говорят все – от экономистов до президентов, но пока мы не очень ощущаем. Возможно, наши ощущения несколько притуплены. Ведь, откровенно говоря, в процветающей стране мы никогда и не жили. И последние лет двадцать (если не больше) существуем в состоянии перманентного кризиса, который то как-то затухает, создавая видимость стабильности, то входит в острую фазу, как в 1998 году, когда обрушилась пирамида ГКО (государственных краткосрочных обязательств). Напомним, что это за штука: государство брало в долг деньги, обещая вернуть их с хорошими процентами, да в один прекрасный момент отказалось возвращать долги. Это обстоятельство и обрушило в 1998 году нашу экономику.

Что же у нас в стране происходит сегодня? У большинства россиян низкие доходы, мало надежды приобрести достойное жилье, дать детям хорошее образование, получить приличное медицинское обслуживание, здоровые молодые мужики не могут устроиться по специальности – негде, ведь страна практически ничего не производит, кроме нефти и газа. Однако на продаже сырья Россия зарабатывает огромные деньги, позволяющие небольшой в масштабах страны группе очень богатых людей, приближенной к власти, трубам и скважинам, наживаться еще больше. И эта модель экономики их устраивает. Все перечисленное – это исключительно внутренние проблемы нашей страны, и если кризис случится из-за них, то виноваты в этом будем мы, а вовсе не Запад. И хотя сегодня нет приснопамятной пирамиды ГКО, но есть другое – небывалых размеров коррупция, разъедающая страну подобно ржавчине, «благодаря» чему Россия не развивается.

Кризис 2008 - 2009 гг. был вызван иными причинами – внешними. Катастрофу, напомним, спровоцировала доступная американская ипотека, не обеспеченная реальными деньгами заемщиков. Удар пришелся на американские банки, а потом мощное эхо пошло гулять по мировой финансовой системе. Докатилось и до нас.

И «внутренний», и «внешний» кризисы - оба одинаково болезненны для наших людей. Россияне теряют работу, деньги, не могут платить по кредитам, их уровень жизни скатывается совсем до какой-то невообразимой отметки.

Есть ли у нас какие-либо признаки грядущего кризиса? Что касается наших внутренних дел, то эти признаки перманентные, и мы их, собственно, уже назвали: низкий уровень жизни людей, отсутствие реального производства, дикая коррупция. Добавим сюда неустойчивый курс отечественной валюты и снижение макроэкономических показателей.

Что же касается признаков внешней угрозы, то они тоже не заставляют себя ждать. Так, Евросоюз ломает голову над тем, как спасти от дефолта Грецию, и списать ей часть долгов, чтобы она не спровоцировала «эффект домино». В газете Financial Times еще прошлый президент США Барак Обама призвал всех спасать экономику США от краха. Ей надо помочь набрать обороты, и тогда, по мнению Обамы, кризиса не будет. Америка живет в долг, она должна миру почти 22 триллионов долларов. Американское правительство попыталось ограничить размер государственного долга, но так и не пришло к единому мнению и просто отложило этот вопрос, разрешив себе занимать еще и еще. По сути – построена все та же пирамида, которая уже начала раскачиваться из стороны в сторону.

Итак, признаки кризисов (и внутреннего, и внешнего) - налицо. Интересно, а видят ли их наши люди и что они по этому поводу думают? «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» решил расспросить об этом жителей Москвы.

«В последнее время все чаще говорят о том, что будет еще один кризис, как в 2008 году. Слышали ли вы об этом?» - это был первый вопрос к участникам исследования, заданный для того, чтобы выяснить степень их вовлеченности в тему.

- Да, слышал, - сообщили нам 72,5% москвичей;

- нет, не слышал, - заявили 27,5%.

Следующий вопрос задавали уже тем, кто положительно ответил на первый вопрос: «По вашим личным ощущениям – будет кризис или нет?» Голоса разделились на три части.

- Первая, самая большая группа собрала 41,9% москвичей, они ответили: «Да, будет»;

- вторая группа – 23% - считает, что кризиса не будет;

- наконец, 35,1% затруднились с ответом.

Ответы на этот вопрос мы попросили разъяснить нам. Сначала приведем комментарии участников самой большой группы (41,9%), где думают, что кризис будет. Один из самых популярных ответов, кочующий из опроса в опрос – потому что это Россия: «жизнь такая»; «кризиса не избежать, с теми событиями, что происходят в нашей стране»; «в нашей стране все может быть». Другое часто встречающееся мнение – кризис и не заканчивался: «он уже давно и все продолжается»; «он у нас с 2008 года длится»; «он у нас и не кончался-то, собственно говоря»; «у меня каждый день кризис на мои инвалидские».

Часть представителей этой группы считает признаком кризиса коррупцию: «половину чиновников пересажать - и тогда кризиса не будет»; «только грабят народ, поэтому для народа кризис будет»; «это кризис власти».

Другие респонденты полагают, что о кризисе свидетельствует рост цен на все подряд: «замечаем, что это более активно, чем раньше».

Люди также отметили в качестве негативного фактора зависимость российской экономики от сырьевой отрасли: «страна сидит на газово-нефтяной трубе, сама ничего не производит. Нет ни легкой, ни тяжелой промышленности»; «нестабильность на нефтяном рынке».

Не забыли об инфляции и о состоянии фондового рынка: «рубль не укрепляется, акции все падают».

Некоторые респонденты видят угрозы извне: «слишком плохо все на Западе, а значит, и у нас будет плохо». Любопытно, что некоторые респонденты считают, что власти постараются не допустить кризиса, «может, его пик сдвинут но он будет»; « я думаю, будут сдерживать».

В группе, которая заявила нам, что кризиса не будет (23%), тоже прозвучало несколько мнений. Так, участники этой группы считают, что правительство предпримет меры, чтобы не допустить кризиса: «правительство должно было извлечь урок и принять меры, чтобы не допустить очередного кризиса»; «правительство приостановит это»; «в новостях от Путина слышал, что никакого кризиса не будет».

Люди исходят также из житейской мудрости, гласящей, что снаряд два раза в одну воронку не падает, то есть кризиса не будет, потому что он только что был: «предпосылки есть, но мы пережили прошлый кризис, и масштабного скорее не будет».

Было и мнение, уже встречавшееся у оппонентов из первой группы: кризиса не будет, потому что он уже есть: «он у нас есть, поэтому, как он будет вновь»; «да куда кризис нам еще».

И была также высказана гипотеза о том, что никаких кризисов не было, их придумали, чтобы на них заработать: «и того кризиса не было, все надумано»; «все будет как было: богатые богатеют, бедные беднеют». (Заметим, что такая теория у экономистов существует, и в качестве одного из злых гениев мировой экономики называют известного спекулянта-финансиста Джорджа Сороса.)

Затруднившиеся с ответом (35,1%) говорили о том, что им трудно судить, так как прошлый кризис их лично не коснулся, а также о том, что у нас непредсказуемая страна, в которой невозможно делать прогнозы.

Ну а третий вопрос касался непосредственно цен на недвижимость: «Как они себя будут вести, если случится кризис?» - спросили мы.

47,1% опрошенных считает, что цены будут расти;

9,8% говорят, что цены будут стоять на месте;

3,9% уверены, что недвижимость начнет дешеветь;

2,9% выбрали другой вариант ответа;

36,3% - затруднились дать ответ.

Вывод. Итоги исследования оказались неоднозначными: нельзя сказать, что все москвичи ждут кризиса. Ведь при ответе на второй вопрос (будет ли кризис?) образовалась большая группа затруднившихся с ответом, сопоставимая с группой, которая видит явные признаки кризиса (35,1% против 41,9%). Но в целом, судя по комментариям, люди все-таки настроены не слишком оптимистично. Даже в группе, где считают, что кризиса не будет (она тоже не маленькая – 23%), говорили о том, что он присутствует в нашей жизни всегда. Какие-то слабые надежды возлагаются на правительство, но в основном от разговора с людьми есть ощущение некоей безрадостности. Москвичи практически назвали все признаки кризиса, причем большинство этих примет касаются состояния нашей экономики.

Новость №60
31 July

Очень важно отследить возникновение признаков рецессии. В проекте Б.Г. Румянцева эти признаки проанализированы во всех крупнейших экономиках мира и, конечно, в России. А что у нас сейчас на поверхности? Пожалуйста, предоставляется вам статья экономиста Андрея Нечаева, в которой он прямо указывает на то, что Россия «катится в яму кризиса»…

Очередной признак грядущей рецессии в России: в июне деловая активность в стране резко снизилась — до минимума с января 2016 года, свидетельствует индекс PMI компании IHS Markit.

Более того, впервые за полтора года индекс опустился ниже значения 50 пунктов, отделяющего рост активности от спада. Совокупный индекс PMI снизился до 49,2 пункта с 51,5 в мае. Индекс PMI сферы услуг тоже упал до 49,7 пункта с 52, а промышленный был ниже 50 уже в мае (49,8).

IHS Markit объясняет падение общим сокращением новых заказов, рабочих мест и плохими ожиданиями бизнеса в сфере услуг.

О резком замедлении экономического роста говорят и другие индикаторы. Например, погрузка на железных дорогах по итогам июня показала резкое падение — на 5,4% (всего за полгода — на 1,5%). В последний раз похожая картина наблюдалась во время стагнации 2012 года и кризиса 2008 года.

Официальные индикаторы также дают картину ухудшения состояния российской экономики в первом полугодии. В первом квартале ВВП вырос всего на 0,5%, в апреле ВВП — на 1,6%, но уже в мае темпы роста упали до 0,2% годовых. Всего за январь—май 2019 экономика выросла, по оценкам, на 0,7%.

В среду Росстат сообщил, что выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в мае упал на 0,3% — это происходит впервые с февраля 2017 года.

Российские власти рассчитывают, что ускорению роста помогут масштабные инвестиции из бюджета в нацпроекты. В 2019 году эти инвестиции оцениваются в 3,4 трлн рублей — это больше 3% ВВП. Но, например, экономисты «Альфа-банка» в недавнем обзоре ставили под сомнение, что в 2019 году эти деньги дойдут до экономики, а их чистый прямой эффект на рост ВВП оценивали всего в 0,2% в год.